ЛУЧШИЕ КНИГИ XXI ВЕКА

 

Редакция BBC Culture critics провела масштабный опрос среди мировых литературных критиков. Известные редакторы и журналисты книжной тематики должны были назвать лучшие романы 21 века, опубликованные после 1 января 2000 года. Критики назвали 196 лучших книг современности. Среди них выбрали 12 романов, за которые отдали больше всего голосов.

 


Джуно Диаз «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау», 2007

Первое место и больше всего голосов получил дебютный роман Джуно Диаза, американского писателя доминиканского происхождения, о чудаке Оскаре, который мечтает стать доминиканско-американским Толкиеном и найти любовь. «Мне было нелегко влюбиться в книгу, в которой ДНК состоит из научной фантастики, фэнтези и тестостерона», — говорит редактор литературной рубрики The Chicago Tribune. «Оскар Вау подтверждает прочную связь латиноамериканцев с собственной культурой, языком и историей. Но также в книге говорится: «Кто такие американцы? Что значит пережить американский опыт?», — комментирует Ригоберто Гонзалез. Критик и драматург Грегг Барриос соглашается: «Диаз умело сочитает доминиканскую историю, комиксы, sci-fi, магический реализм и примечания, и все это работает. Оскар-ботаник и рассказчик, книжный мачо Юниор такие аутентичные, как Портной Рота, Кролик Апдайка, Оги Беллоу или Игнатиус Тула».


Результат пошуку зображень за запитом Эдвард П. Джонс «The Known World» («Известный мир»), 2003

Действие романа происходит в 1955 году на плантации Генри Таунсенда, раба в прошлом, а сейчас рабовладельца. «Известный мир» — это триумф эмпатии и сострадания. Он погружает читателя в период сложных времен, не давая простых выводов. Чувствуя близкую смерть, Таунсенд обдумывает судьбу своих 50-акровых плантаций в Вирджинии, и обращается с рабами, так, как учил его наставник и бывший его владелец. «Известный мир» — это лучший американский роман современности, опубликованный в XXI веке — несравненная работа о человеческом опыте и выживания во времена американского рабства», — отмечает критик Уолтон Муюмба, автор The Shadow and the Act.


Хиллари Мантел «Волчий зал/Вулфхол» 2009

Сага британской писательницы Хиллари Мантел об одной из интерпретаций событий XVI века с перспективы Томаса Кромвеля (вместе с Генри VIII, как вспомогательным героем) получила Букеровскую премию и премию National Book Critics Circle, была адаптирована для театра и экранизирована BBC в виде мини-сериала. «Чрезвычайно прекрасный перевод истории, которую уже неоднократно рассказывали, проиллюстрирована безупречной экспертизой власти из-за роста авторитета Томаса Кромвеля», — отмечает Karen R Long, редактор Seattle Times. «Я еще никогда не была так погружена в мысли героя, несмотря на время и место событий», — добавила Mary Ann Gwinn редактор Well Read TV.


Результат пошуку зображень за запитом Мерилейн Робинсон «Gilead» («Гилеад»), 2004

Еще один победитель Пулитцеровской премии от имени Реа Джона Эмзао, священника из маленького города в Айове. Он рассказывает о своей жизни и антирабовладельческой традиции своему сыну очень лирическим языком. Эта книга является первой из трилогии Робинсон, вместе с «Домом» и «Лилой». «Не знаю лучшего современного романиста, кто писал бы более серьезно и глубоко о религиозной вере, которая стала почти темой табу в современной литературе», — комментирует критик Даун Раффел.

«Робинсон одновременно и автор» идей «, и замечательный стилист в прозе, она исследует сложные вопросы внутри интимного пространства семьи и сообщества. А еще она очень хороший рассказчик «, — добавляет Карен Р. Лонг, менеджер премии the Anisfield-Wolf book awards. Эта скромная история нескольких поколений внушает желание и делает возможным духовную жизнь в 21 веке, как одно из чудес. «Гилеад» будут читать еще и через 100 лет, убеждены критики.


Джонатан Франзен «Поправки», 2001

Сага на грани о нескольких поколениях, победитель US National Book Award, стала одним из первых романов тысячелетия, который смог изобразить дух времени. Альфред и Энид Ламберт, и трое их детей пытаются собраться на Рождество в конце 20 века. Папина болезнь Паркинсона прогрессирует, а США на пороге экономического кризиса.

«Чрезвычайный третий роман Франзена — чудо голосов, характеров и столителинга одновременно эпический и интимный», — считает колумнист New York Times Кармела Киарару. «Франзен обеспечивает себе место главного американского писателя», — считает Лори Гертцель, главный редактор the Minneapolis Star-Tribune. Этот большой, растянутый, полный роман затрагивает одни из самых важных тем первых лет этого тысячелетия, в частности экономику, конфликт между родителями и взрослыми детьми, и старения общества в частности.


Майкл Чабон «Приключения Кавалера и Клея», 2000

1939, Джо Кавалер, художник типа Гудини, убегает из оккупированной нацистами Праги и оказывается в Нью-Йорке. Вместе с двоюродным братом из Бруклина Сэмми Клеем он придумывает супергероя Эскаписта и начинает золотую эру комиксов. «Романы Чабона — вместительные, объемистые и имеют много историй в себе, прекрасно написаны, и эмоционально богатые, к тому же исторически и морально глубокие», — считает редактор Booklist Донна Симен.

Этот роман также может быть мостом между 20 и 21 веками в перспективе Второй мировой войны и рождении супергероев и комиксов, потенциальных мифологизированных героев для массового читателя. Романы Чабона оказали влияние на другие литературные работы 21 века. Но среди них наиболее отличаются «Приключения Кавалера и Клея» — вневременное исследование нашей склонности к войнам и ненависти, нашей потребности в историях и существовании магической суперсилы.


Дженнифер Эган «Визит отряда головорезов», 2010

Размышления о времени, славее и музыке в стиле Пруста выиграли the National Book Critics Circle и премию Пулитцера. «Время — это хитрый головорез, то, что вы постоянно игнорируете, потому настолько заняты, что нет времени на головорезов, которые прямо перед вами», — говорит Эган. Она строит повествование вокруг продюсера панк-рокера Бенни Салазара, его вороватого ассистента Саши и круга насмешников, падших людей и дармоедов. Колетт Банкрофт, книжный редактор The Tampa Bay Times, дает первое место Эган не только из-за того, что она прекрасно написана в экспериментальной манере, но и потому, что 21 век это главная тема романа. Эган сопоставляет литературные сюжеты, неумолимый путь от молодости к старению, исследованию способов, которые быстро меняют человеческие опыты. Этот роман пророческий, странный, мудрый и просто прекрасно читается. В Украине роман вышел в переводе Софии Андрухович.


Результат пошуку зображень за запитом Бен Фунтейн «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча», 2012

Дебютный роман, победитель National Book Critics Circle award, отличается от других «мудрой и искренней веселостью», считает критик Стивен Дж. Келмана. Восемь американских новобранцев только после перестрелок в Ираке, в которой один из их товарищей погиб, а другой стал инвалидом, становятся телевизионными героями на канале Fox News. Их двухнедельный тур заканчивается салютом после первой половины матча на игре Даллас Ковбойз. Фунтейн затрагивает темы избыточности Техаса, американского футбола, бизнеса и войны, и дает нам услышать 19-летнего рассказчика, Билли Линна, со смесью похоти, ослепленности и посттравматического психического расстройства в голове. «Это очень странно, — говорит болельщик Даллас Ковбойз — быть награжденным за худший день в твоей жизни».


Иэн Макьюэн «Искупление», 2001

Прекрасно написанный роман Макьюэна рассказывает о событиях, которые начинаются одного летнего дня в 30-х годах 21 века, когда 13-летняя Бриони показывает своей матери только что написанную пьесу. Она должна быть инсценирована в следующий вечер вместе с тремя двоюродными сестрами. В этот вечер Бриони становится свидетелем, как на ее 15-летнюю кузину кто-то нападает в темном лесу. Она свидетельствует, что это был Робби бойфренд ее сестры с Кембриджа, и сын горничной. Он попадает в тюрьму. Во второй части Макьюэн описывает эвакуацию Данкирка в 1940 году, и Робби среди спасшихся. Поняв, что она разрушила жизнь сестре и Робби, Бриони идет работать медсестрой во время бомбардировки Лондона. Роман был экранизирован с Кирой Найтли и Джеймсом Макэвоем в главных ролях.


Чимаманда Нгози Адичи «Половина желтого солнца», 2006

В своем дерзком и причудливом втором романе, Адичи, опираясь на прошлое своего рода, рассказывает о гражданской войне в Нигерии, о том, как в 1967 году народ Игбо решил отделиться от остальной страны. Ее дед в те времена погиб в лагере для беженцев. История рассказывается с перспективы сестер-двойняшек Оланны и Кайнене, и 13-летнего слуги Ричарда, британского экспатрианта, который влюблен в Кайнене. Еще одним героем является бойфренд Оланны, который поддерживает сецессию. «Роман Адичи — это проявление силы, творческой и интеллектуальной», — считает критик Уолтон Муюмба. «Это также серьезный роман о политике и любви во время войны».


Зеди Смит «Белые зубы», 2000

Смит, 23-летний вундеркинд, поразила литературный мир своим первым романом, который демонстрирует авторское остроумие и размах. «Белые зубы» получили Уитбредовскую и премию Гардиан за дебютную книгу, рассказывают о жизни в Лондоне, двух друзей со времен Второй мировой войны — Арчи Джонс и Самала Икбала, и их семьях. Начинает книгу Арчи, который только что развелся со второй женой. Он решает покончить жизнь самоубийством в день Нового 1975 г., в машине, припаркованной перед мясным магазином, который продает халяльное мясо. «Белые зубы» рассказывают через яркие сцены и персонажей о постколониальном мультикультурном Лондоне 21 века.


Джеффри Еугенидес «Middlesex» («Средний пол»), 2002

«Я родился дважды: первый раз, девочкой, в Детройте, в январе 1960; а потом снова, мальчиком-подростком, в отделении неотложной помощи вблизи города Петоски, в Мичигане, в августе 1974-го «. Так начинается роман Еугенидеса. В 14 Каллиопе Стефанидес поняла, что страдает от редкой рецессивной мутации, что делает ее псевдогермафродитом. Понимая, что у нее «мужской мозг», начинает себя называть «Кал». Очень ярким языком Еугенидис рассказывает о судьбе и воле на примере взросления Кала и истории об успешном предпринимательском росте его родителей, Дездемоны и Лефти. Они конечно также имеют свой генетический секрет. В конце концов необычное состояние Кала дарит ему мифический подарок — «способность общаться между полами, видеть мир с перспективы сразу обоих полов, а не одной отдельной». «Средний пол» объединяет в себе популярность среди критиков и коммерческий успех, получив Пулитцеровскую премию и разойдясь миром миллионами экземпляров.


0 comments