Forums » Politics

Сапар vs Сапар: Помимо прочего, у них еще и проблемы с моралью

    • 138 posts
    September 14, 2017 7:29 PM +06

    Сапар vs Сапар: Помимо прочего, у них еще и проблемы с моралью

    АВТОР: САПАР ОРОЗБАКОВ СЕНТЯБРЬ 14, 2017

    У меня часто спрашивают, почему я оцениваю правительство Сапара Исакова столь скептически, просят прокомментировать его программу. Я не могу сказать, что Сапар Исаков не справится с работой, потому что допускаю, что он может работать на посту премьера-министра не хуже, чем Омурбек Бабанов или Темир Сариев при условии, если ему не будут сильно мешать президент и Жогорку Кенеше.

    В том, что они будут мешать и он будет менее самостоятельным, чем предыдущие премьер-министры, у меня нет сомнений, однако экономический рост в 3-5%, который он может обеспечить так же, как его предшественники, вряд ли устроит общество.

    Сапар Исаков и Сапар Орозбаков

    От него ждут перелома в экономике и роста ВВП, скажем, на 10%. Только тогда будет видно, что в экономике наметилась тенденция к улучшению, лишь в этих условиях появится надежда, что Кыргызстан наконец-то может выйти из затяжного кризиса, приведшего к деградации.

    Но для этого должны быть какие-то новые идеи, которых не было у его предшественников. Есть ли они у Исакова? Я довольно внимательно прослушал его выступление в ЖК и добросовестно прочитал тот материал, который он представил депутатам. И никаких новых идей не увидел.

    Сапар Исаков при своем утверждении в парламенте раздал документ, названный «Кырк кадам. Программа реформы». В интернете встречается и иное название документа – «Жаны доорго карай кырк кадам» или на русском: «Сорок шагов в сторону новой эпохи», которое, по-видимому, является полным названием документа. Чтобы у читателей было какое-то представление, скажу несколько слов о том, как он внешне выглядит.

    «Вопреки заявлениям Атамбаева, именно Максим Бакиев собрал этих людей из разных уголков страны, воспитал и вырастил. Ему нужны были люди, которые будут простобеспрекословно выполнять его приказы. Это святой закон любого режима» – Сапар Орозбаков

    Документ состоит из 40 страниц из расчета, что каждый шаг занимает одну страницу. Шаги описываются по схеме из трех последовательных элементов: «Заглавие раздела», «Название шага» и «Краткосрочные результаты – 2023». Программа охватывает все сферы деятельности государства – от экономики до семейных отношений.

    Как объяснил сам Исаков в своем выступлении перед депутатами, эта программа является временным срезом более общей программы, которая готовится аппаратом по заданию президента Алмазбека Атамбаева в честь 1200-летия создания Кыргызского каганата. Этим, видимо, и объясняется наличие слов «шаги в сторону новой эпохи» и введение на каждой странице раздела «Краткосрочные результаты – 2023».

    В этом последнем разделе излагаются не результаты в смысле достижений, а меры, которые будут реализованы к этому времени, хотя авторы местами дают как раз-таки результаты, а иногда и задачи этого периода, несколько запутывая читателя.

    «Думаете, эти люди не видели, чем занимался Максим Бакиев?Прекрасно видели, но они выполняли то, что он им говорил. Это означает, что, помимо прочего, у них есть и проблемы с моралью» – Сапар Орозбаков

    В тексте не выдержан единый стиль подачи материала. В большинстве случаев он содержит простое перечисление действий правительства, предпринимаемых в какой-то сфере. Хотя большинство глав и шагов имеют нейтральные официальные названия, в ряде случаев применяются образные термины с поэтической окраской, что, по-видимому, объясняется тем, что создание программы преследует больше политические, нежели практические цели.

    Так, например, часть, посвященная малому и среднему бизнесу, называется «Бизнес менен бирге», а которая относится к образованию и науке: «Бел болчу билим», «Из калтырчу илим», что можно перевести, соответственно: «Вместе с бизнесом», «Образование, которое станет нашим становым хребтом», «Наука, которая оставит след».

    Характеризуя документ в целом, должен сказать, что то, что представил Исаков в ЖК в качестве своей программы, на самом деле не является программой в общепринятом смысле слова. Программа – это документ, в котором указываются способы решения проблем, существующих в обществе. Обязательными элементами программы являются обозначение проблем, которые нужно решить, цели и задачи программы, способы решения этих проблем и возможные результаты.

    «К одному и тому же результату – современному обществу с высокими жизненными стандартами – восточноевропейские страны и страны Юго-Восточной Азии пришли разными способамиПути их движения к одинаковому результатуразличаются между собой как небо и земля» – Сапар Орозбаков

    В документе перечислены лишь меры, но нет обоснования, почему выбраны именно эти меры, а не другие. Такое перечисление было бы оправдано только в том случае, если существует лишь один общеизвестный способ решения проблем.

    Отсутствие у программы своей философии свидетельствует, что ее авторы не знают, как поднять экономику Кыргызстана. Если бы они задумались над этим, то поняли бы, что в мировой практике используются различные стратегии реформирования экономики, часть из которых в Кыргызстане к настоящему времени уже апробирована.

    Посмотрите, как пришли к одному и тому же результату – современному обществу с высокими жизненными стандартами – восточноевропейские страны с одной стороны и Сингапур, Южная Корея или другие азиатские драконы – с другой. Пути их движения к одинаковому результату различаются между собой как небо и земля.

    «Отцы «драконов», хотя они и были диктаторами, умели прислушиваться к чужому мнению и, как это нипарадоксально, пытались создавать такую обстановку, чтобы такие мнения появлялись» – Сапар Орозбаков

    Надо также сказать, что из-за отсутствия мыслей и идей, текст программы читается с большим трудом. По этой же причине и сказать о ней что-либо конкретное также трудно. Ведь спорить можно тогда, когда есть какая-то мысль. При этом приводимые меры часто даже и не обозначаются, а лишь говорится, что они будут разработаны.

    Так, например, в разделе «поддержка МСБ» (шаг 8) написано, что будет разработана политика их поддержки в будущем. В разделе, относящемся к экспорту, говорится: «Выработка политики экспорта с учетом преимуществ на экономическом пространстве ЕАЭС, ЕС, азиатских стран, наличия внешнеторговых льгот и внедрения высокотехнологичных инновационных производств».

    Таких отсылочных моментов в документе слишком много. Спрашивается – если меры в настоящее время еще не выработаны, зачем материал называть программой и выносить ее на обсуждение общественности, отнимая у людей время? Не лучше ли дождаться полного завершения разработки программы?

    «Не считаю, что наличие программы является обязательным условием обеспечения высоких темпов экономического роста»– Сапар Орозбаков

    Ключ решения многих проблем, в частности, проблем в здравоохранении, народном образовании и многих других сферах общественной жизни, как известно, кроется в экономике. Будут деньги – будет увеличена заработная плата воспитателей детских садов и учителей на 50%, как написано в документе, не будет денег – этого не будет.

    Для всех этих сфер способом решения их проблем является экономика. Отсюда – необходимость признания приоритетной задачей экономические реформы. Однако в представленной программе внимания экономике уделяется не больше, чем другим сферам и она излагается по той же схеме, как все остальные.

    К тому же, она разбросана по различным частям: Кадам 8: Поддержка МСП; Кадам 9: Инвестируй в Кыргызстан; Кадам 10: Доступный кредит; Кадам 11: Поддержка экспорту; Кадам 12: Энергетика; Кадам 21: Создание региональных кооперативных агропромышленных комплексов; Кадам 22: Развитие ирригации; Кадам 23: Устойчивый туризм; Кадам 24: Возрождение промышленного производства; Кадам 25: Развитие кластеров и проектов легкой промышленности.

    «То, что представил Сапар Исаков в ЖК в качестве своей программы, на самом деле не является программой в общепринятом смысле слова» – Сапар Орозбаков

    Однако нет ни слова о том, что это даст – насколько увеличится ВВП страны или насколько – государственный бюджет. Совсем не рассматриваются такие острые проблемы, как – что будет с внешним долгом страны или с дефицитом бюджета. В результате программа лишь внешне напоминает программу, и она получилась чисто декларативной и абстрактной, не увязанной с реальными и специфическими проблемами страны.

    Из распоряжения президента «Об образовании координационной группы по подготовке проекта долгосрочной стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года» видно, что эту программу в основном разработали те же люди, которые несколько лет назад писали Стратегию устойчивого развития на 2013-2017 гг.

    В свое время мне приходилось давать заключение на Стратегию по заказу одной политической партии. В связи с тем, что, опасаясь возможного преследования властями, партия в результате отказалась от своего товара, мне пришлось опубликовать это заключение от своего имени как статью под названием «С.Орозбаков: Плюсы и минусы Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов».

    «Не могу сказать, что Сапар Исаков не справится с работой,он может работать на посту премьера-министра не хуже, чем Бабанов или Сариев… Но от него ждут перелома в экономике, а для этого нужны новые идеи, которых не было у его предшественников» – Сапар Орозбаков

    Мой вывод был таков, что меры, обозначенные в Стратегии, не достаточны для достижения ее заявленных целей и задач – прежде всего для двукратного увеличения ВВП, как было в ней сказано. В Стратегии имелись столь грубые ошибки и явные противоречия, что «АКИпресс» с целью обратить внимание общественности, выпустил от своего имени отдельную заметку«Эксперт С.Орозбаков нашел ряд противоречий в Стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 годы».

    Власти же, вместо того чтобы учесть замечания и переработать Стратегию, взялись от имени «Электрических станций» опровергать одно мое утверждение относительно того, что построение Камбаратинской ГЭС Россией не представляется реальным. Наш обмен «любезностями» продолжался до написания мною третьей статьи, которая была подготовлена, но не опубликована, и остановился лишь после того, как тогдашний советник президента Фарид Ниязов позвонил мне и извинился, сообщив, что произошло какое-то недоразумение.

    «В программе Исакова слишком много отсылочных моментов. Спрашивается – если меры в настоящее время еще не выработаны, зачем материал называть программой?» Сапар Орозбаков

    По его словам, президент давал поручение заведующей отделом аппарата президента Нурсулу Ахметовой, чтобы она связалась со мной, однако она, как сообщил Ниязов, не смогла найти мой номер телефона. Позже извинились и министр энергетики и промышленности Автандил Калмамбетов, а также гендиректор «Электрических станций» Салайдин Авазов. Последний оправдывался, что он лично не имел никакого отношения в подготовке опровержений и что это произошло во время его нахождения в командировке.

    Однако и после этого Стратегия не была доработана. Она была обнародована с теми же грубыми ошибками, на которые я указывал в своем заключении. Жизнь показала, что мое мнение было правильным. Основные целевые показатели Стратегии не выполнены даже на одну треть. Россия не построила не только Камбаратинскую ГЭС, но и Верхненарынский каскад ГЭС.

    Почему я вспомнил об этом? Программа Исакова повторяет те же недостатки, которые были в Стратегии. Как я отмечал в заключении, в научно-методическом плане Стратегия была смесью теории дерегулирования и проектного подхода, которые имеют общее основание – и то, и другое утверждают, что основой экономического развития являются инвестиции.

    «Отсутствие у программы своей философии свидетельствует, что ее авторы не знают, как поднять экономику Кыргызстана» – Сапар Орозбаков

    В программе Исакова нет проектов, которые придавали бы ей конкретный характер. Она целиком и полностью основана на теории дерегулирования. В программе ставится цель войти в число 30 передовых стран по проекту Всемирного банка «Ведение бизнеса». И это, по задумке авторов, позволит резко ускорить развитие экономики Кыргызстана, но насколько – не сообщается.

    Однако, как я отмечал еще в том заключении, а более подробно – в статье «В чем опасность проекта Doing Business», теория дерегулирования является псевдонаучной и не имеет подтверждения на практике. Как показало наше исследование, между баллами, присваевыемыми Всемирным банком странам в рамках проекта «Ведение бизнеса», и темпом роста ВВП этих стран нет никакой связи. По нашим расчетам на основе данных 181 страны, коэффициент корреляции отрицательный и составляет –0,369314549.

    Так, Грузия в одно время в рейтинге по данному показателю поднималась до 35 места, но это не помогло ей ускорить свой экономический рост. Темпы роста ВВП Грузии не сильно отличаются в лучшую сторону от соответствующего показателя Кыргызстана, который по рейтингу проекта «Ведение бизнеса» традиционно занимает одно из последних мест, составляя за период 2006-2016-годы соответственно 168 и 164%.

    «Ключ решения многих проблем, в частности, проблем вздравоохранении, народном образовании и многих других сферах общественной жизни, как известно, кроется в экономике, однако в программе экономике уделяется вниманияне больше, чем другим сферам» – Сапар Орозбаков

    Я не считаю, что наличие программы является обязательным условием обеспечения высоких темпов экономического роста. В принципе, можно допустить, что возможно добиться больших успехов без всякой программы, имея идеи в голове, хотя наличие программы все же лучше – она организует и дисциплинирует правительство, улучшает последовательность его действий и нацеленность на результат.

    Я не считаю также, что премьер обязательно должен знать экономику. Ни один из создателей экономического чуда в мире не имел экономического образования. Но для того, чтобы обеспечить необходимый результат, премьер должен обладать широтой мышления, его команда должна быть высокообразованной и способной творчески подходить к делу.

    Эта команда должна быть открытой для общества с тем, чтобы она могла аккумулировать идеи, существующие в обществе. Отцы «драконов», хотя они и были диктаторами, умели прислушиваться к чужому мнению и, как это ни парадоксально, пытались создавать такую обстановку, чтобы такие мнения появлялись. Является ли таковой команда Исакова?

    «Программа Исакова повторяет те же недостатки, которые были в Стратегии устойчивого развития, которая быласмесью теории дерегулирования и проектного подхода» Сапар Орозбаков

    Хотя Сапар Исаков пытался представить новое правительство перед парламентом как правительство технократов, оно таковым не является. Технократы – это представители научно-технической интеллигенции. Если бы правительство состояло из таких людей, действительно было бы хорошо. Однако в команде Исакова таких людей нет. Они, включая самого молодого министра экономики Артема Новикова, – работники ЦАРИИ и прочих бакиевских структур, т.е. воспитанники Максима Бакиева.

    Вопреки заявлениям Атамбаева, именно Максим Бакиев собрал их из разных уголков страны, воспитал и вырастил. Не думаю, что Максим при их подборе уделял особое внимание на их ум и знания. Ему, в первую очередь, нужны были люди, которые будут просто беспрекословно выполнять его приказы. Это святой закон любого режима.

    Эти люди шли отнюдь не за наукой. Как все политики, они мечтали занять высокие государственные должности, ради этого они готовы, образно говоря, продать своего отца. Для Исакова таким отцом является Атамбаев, как для Наримана Тюлеева им был Курманбек Бакиев, который продвигал его по служебной лестнице, несмотря на то, что тот был кадром Акаева.

    «Меры, обозначенные в Стратегии устойчивого развития, небыли достаточны для достижения ее заявленных целей и задач – прежде всего для двукратного увеличения ВВП, как было в ней сказано» – Сапар Орозбаков

    Думаете, эти люди не видели, чем занимался Максим Бакиев? Прекрасно видели, но они выполняли то, что он им говорил. Это означает, что, помимо прочего, у них есть и проблемы с моралью. Такие люди, как правило, не умеют самостоятельно мыслить, это видно даже из представленной ими программы. Они будут выполнять то, что скажет им президент. Наивно думать, что что-либо изменится в стране с приходом этих людей.